Как пользоваться Аутизоном, если ребенок с РАС — высокофункциональный

IMG_4137

Источник — http://europa-asia.livejournal.com

Чтобы понимать, что делать для развития ребенка нужно знать два аспекта:

1. Универсальные характеристики развития (как происходит развитие в норме);
2. Уникальные характеристики данного ребенка (его способности и  дефициты и чем они обусловлены).
Аутизон составлен таким образом, что учитывает все основные универсальные этапы развития и способы научения с учетом сложностей развития детей с РАС ( все уровни: от сложных, в том числе не речевых,  до легких).

Если ребенок речевой и учится в школе, то его принято называть » высокофункциональным». Этот термин мне не нравится. В любом случае, этот термин означает, что основные линии развития ребенка приближены к норме ( ребенок пошел к 7-8 годам в школу и самостоятельно как-то в этой школе функционирует). При этом у него остаются значительные сложности с социальной адаптацией и многие процессы развития, которые у детей без РАС  формируются сами собой по ходу общения, взаимодействия с другими людьми, у ребенка с РАС  задержаны, неразвернуты, сами собой не формируются, а нуждаются в целенаправленных помогающих мероприятиях.

***Тогда вот универсальная характеристика развития для ребенка 7-10 лет:
на первый план развития в младшем школьном возрасте у всех детей ( с РАС  или без РАС) выходит развитие абстрактного мышления, которое лежит в основе понимания смыслов, а это в свою очередь — мотивационная основа. Со всеми детьми нужна работа по смыслоформированию. Это в образовании принято осуществлять с помощью изучения и разбора литературных и художественных произведений (музыка, литература, кино, живопись и т.д.)

***Уникальные характеристики определяются в ходе диагностики, но есть общие дефициты, характерные для детей с РАС, например, непонимание контекстных смыслов, неспособность понимать скрытые смыслы, неспособность понимать метафоры, неспособность создавать метафоры. И так далее. Это в Аутизоне предусмотрено также, наряду с более ранними дидактическими задачами, как то формирование конкретных операций — классификация, сериация, сравнение, перенос, сортировка, обобщение, сходство-различие, сенсорные эталоны.  И так далее — если ребенок учится в СОШ, значит,  это пройденный уровень развития. У школьника с РАС, как и у школьника без РАС развитие в возрасте 7 -10 лет находится на уровне формирования абстрактного мышления, только ребенку с РАС без помощи с этой задачей эффективно не справиться. Поскольку у него сформирована речь, ему доступны и вербальные и визуальные форматы. Аутизон охватывает в том числе более проблемный спектр (не речевые дети). Таким детям разбор литературных произведений не доступен, акцент сделан на визуальные художественные произведения (картины). Речевым детям тоже подойдет, просто у них больше возможностей.
Вот конкретно что делать на основе Аутизона.
Можно (нужно) делать следующие вещи:
1. Связывать общим смыслом два и более абстрактных понятия (картину и картину, картину и смысл, смысл и смысл). Я делаю это так. У меня в классе большая доска. На ней слева с помощью магнитов я закрепляю картины. Справа — смыслы. Прошу ребенка маркером провести линии — связи между » картинкой» и подходящим по его мнению  «словом». Сам по себе Аутизон — это ориентир того, что делать,  и аутизон можно и нужно расширять — вводя новые картины, новые смыслы с учетом сензитивного периода. Например, в пубертатный период нужно вводить понятия, которые помогут ребенку понять  происходящие с ним психофизические изменения.  И так далее. Теоретически выявлен, обоснован и экспериментально зафиксирован креативный эффект приращения смысла в процессе интерпретации, проявляющийся в момент понимания (деструктурирования информации и создания ее нового варианта) за счет появления (осознания) «новых», не известных ранее (в том числе, субъективно новых), синергических связей между единицами организации смыслообразования (c). Об этом в методичке есть. С пониманием конкретных категорий обычно сложностей не возникает (конкретное слово обозначает конкретный предмет «это — ложка, это — кошка»). С абстрактными категориями (общечеловеческие смыслы, ценности) нужна особая работа. Абстрактная категория усваивается (понимается человеком) с помощью смысловых связей (контекста). Чем большим количеством связей данный смысл «обрастает», тем точнее/яснее будет понимание. Ребенок сам ставит перед вами эту задачу. Когда он оказывается в ситуации непонимания происходящего, он пытается опереться на доступные ему смыслы. А их у него недостаточно. Он спрашивает у тебя : » Мама, почему дети не хотят со мной дружить? Я — плохой?» Это ошибочная интерпретация ситуации. Подлинная интерпретация ситуации ему не доступна. Само по себе это не сформируется.
P.S.: Очень важно для ребенка с РАС сформировать понимание аутизма. Это важно для формирования полноценной самоидентичности. Есть также прикладной аспект у этого феномена — на его основе формируют навыки самоадвокации. В Аутизоне это также предусмотрено.
2. Составлять метафоры. Придумывать новые метафоры. Метафора — один из основных механизмов понимания. Способность понимать метафоры и придумывать метафоры — важнейший аспект развития. Для любого человека. (Нужно знать основные универсальные механизмы понимания, чтобы диагностировать их наличие/отсутствие у ребенка и работать над их формированием — найди в интернете). Так, например, при развитии, осложненном РАС, способность понимать и создавать метафоры всегда — в дефиците и нуждается в целенаправленной работе.
Аутизон максимально приспособлен для этих целей (в коробке есть художественные произведения и набор свободных и прикрепленных смыслов к ним). Что можно (нужно) делать. Составлять метафоры из предложенных в наборе смыслов : «девочка, красивая как радуга». Придумывать свои метафоры. Использовать предметную сторону метафоры. Я делаю так: беру коробку наполненную всяческими предметами разного функционального назначения, разной текстуры (мелкие игрушки, пуговица, перышко, тряпочка, камешек, шишка, листочек, стеклышко, расческа, бусина, фасолина, яблоко — всего и побольше (можно поменьше — от ребенка зависит). Раскладываю картины на полу. Предлагаю ребенку положить нужный предмет на нужную картинку. Потом спрашиваю — почему так. Много чего можно диагностировать. В первую очередь важен уровень перехода от конкретного мышления к абстрактному. Например, ребенок положил пуговицу на картину с солнцем и сказал, что «пуговица круглая и солнце тоже круглое». Яблоко положил на картину с фруктами. Мыло положил на картину с прачкой. Это говорит о сформированном функциональном уровне (признаки и назначения предметов ребенку доступны). Если он положил, например, кусочек ткани на картину «мост» и объяснил, что «туманом, как тканью обволакивает мост и город», то можно говорить о достаточном уровне абстрактного мышления. Это тоже в методичке есть.
Все это можно делать и без Аутизона, если знаешь, что делать и как делать. Можно приехать с ребенком в музей, там можно выбрать нужную картину под нужную задачу. Аутизон для удобства — все под рукой. И сама возможность манипуляций с картинами играет важную роль. Это — феномен » переходного» объекта по Пиаже. Или вот: другой пионер в понимании нейропластичности мозга Dr. Michael Merzenich сказал: «Мозг обучается наилучшим образом, когда он перерабатывает когнитивную, аффективную и психомоторную информацию одновременно». Вот почему — игра, вот почему — удовольствие, вот почему — ощущение успешности, вот почему — проговаривание одновременно с действием, вот почему — возможность трогать «правильные» карточки (там и размер и цвет и текстура — все продумано).

Источник — http://europa-asia.livejournal.com

Поделиться в соц. сетях