Oops! It appears that you have disabled your Javascript. In order for you to see this page as it is meant to appear, we ask that you please re-enable your Javascript!

Нарушение сенсорной обработки

Статья с сайта  к. психол. наук, учителя-дефектолога, логопеда,  Шевченко А.В

Речь и сенсорная интеграция

Нарушение сенсорной обработки
Расстройство сенсорной обработки – это общий термин, используемый для описания невозможности ребенком интегрировать сенсорные стимулы, поступающие из окружающей среды, и как следствие, дать на них соответствующую реакцию. Расстройство сенсорной обработки также могут называть дисфункцией сенсорной интеграции.

Теория сенсорной интеграции, разработанная Джейн Айрес включает в себя, как неврологический, так и поведенческий компоненты. Когда сенсорная система ребенка хорошо интегрирована, он способен воспринимать информацию от окружающей среды (знаки, звуки, запахи, вкусы и движения), интерпретировать информацию и реагировать таким образом, который соответствует ситуации. Детям с расстройством сенсорной интеграции не удается «понять смысл» окружающих стимулов и дать необходимую реакцию.

Типы нарушений сенсорной обработки/интеграции.
Существует много типов нарушений сенсорной обработки. Основные категории, попадающие под это понятие, включают в себя: модуляцию, сенсорную защиту и апраксию.

Под модуляцией понимается способность поддерживать необходимый уровень внимания и возбуждения, чтобы учиться и эффективно реагировать на требования поставленных задач. Дети, испытывающий трудности с модуляцией, могут демонстрировать неправильное поведение, которое проявляется в гиперактивности и рассеянности, вялости или пассивности, такие дети могут также колебаться между этими двумя крайностями в течение дня.

Сенсорная защита – это нарушение, при котором дети могут воспринимать самые обычные стимулы, как раздражающие или вредоносные. Сенсорная защита может проявляться в разной степени интенсивности одной или сразу несколькими сенсорными системами. Ребенок с невысоким уровнем осязательной защиты может жаловаться на неудобство от бирки на брюках, жаловаться на раздражение от футболки или проявлять нежелание носить одежду. Дети с высоким уровнем осязательной защиты могут резко реагировать на ласку, плакать и капризничать перед предстоящим купанием или походом к парикмахеру. Другие типы сенсорной защиты могут включать в себя дискомфорт или страх при движении, беспокойство при громких или повседневных звуках, таких как собачий лай или работающий фен, нежелание прикасаться к некоторым текстурам или жалобы на температуру еды, негативную реакцию на солнечный свет или флуоресцентное освещение. Дети с различными видами сенсорной защиты очень легко огорчаются и долго успокаиваются. Их эмоции могут показаться непредсказуемыми.

Праксис
Праксис — это способность планировать свои движения. Планирование движения включает в себя размышление о идеи или задании, последовательности действий, а затем и выполнение данных действий плавно и скоординировано. Большая часть движений выполняется нами автоматически и не требует размышлений о каждом шаге. Например, при ходьбе мы не задумываемся о том, куда мы поставим ногу или не напоминаем себе о том, чтобы двигать руками. Дети с апраксией (неспособность к планированию движений) имеют нарушения одного или нескольких компонентов для создания представления о движении и выполнения действия. Дети такого типа могут иметь проблемы с организацией, координацией движений, выполнением заданий, воспроизведением письменного или устного языка с правильной последовательностью слов.

Оценка нарушения сенсорной обработки
Оценка ребенка с подозрением на нарушение сенсорной обработки включает в себя обширное наблюдение за ребенком в целом , его поведением, а также за тем, как это сказывается на повседневной жизни.

Стандартизированные тесты помогают выяснить конкретные зоны сенсорной дисфункции, в то время как клинические наблюдения за семьей и ребенком помогают связать результаты оценки с влиянием нарушения на повседневное функционирование.

Терапия сенсорной интеграции – это специализированный вид лечения, который требует серьезной подготовки в области сенсорной интеграции и системы критериев. Специалисты, которые проходят эту подготовку, получают сертификат Праксис Теста сенсорной интеграции, что требует 90 часов обучения для правильной оценки, интерпретации, постановки диагноза и лечения дисфункции сенсорной интеграции.

Лечение нарушений сенсорной обработки
Лечение детей с нарушением сенсорной обработки/интеграции всегда индивидуализировано в соответствии с потребностями конкретного ребенка. Терапевтические мероприятия тщательно подбираются, чтобы вызвать физиологические реакции, так чтобы тело могло научиться давать надлежащие ответы на различные сенсорные раздражители. Поведенческие реакции тщательно отслеживаются и деятельность дополнительно корректируется, чтобы позволить ребенку узнать новые неврологические «сопоставления», которые помогают ему в освоении новых способов психологической адаптации, модулирования уровней активности, координации движений тела, а также научиться адекватному реагированию на стимулы.

Несмотря на то, что терапевтические мероприятия подобраны с определенной целью, они включают в себя элементы игры, которые учитывают интересы ребенка и помогают вовлечь его. Специалисты по сенсорной интеграции управляют интенсивностью и типом движений, или используют специальные приспособления во время игры, чтобы обеспечить ребенку нагрузку для оптимального обучения. Лечение нарушений сенсорной интеграции работает лучше всего, когда в окружении ребенка постоянно применяются поведенческие методы.

Другой ключевой фактов в лечении ребенка с нарушением сенсорной обработки — это приобретение навыка саморегуляции. Жизненно необходимо, чтобы ребенок начал понимать свои реакции на те или иные стимулы, и научился применять определенные стратегии, чтобы:

Снизить уровень нежелательного поведения
Минимизировать количество случаев нежелательного поведения, связанного с нарушением сенсорного восприятия.
Повысить осведомленность об уникальности ребенка, так чтобы семья могла лучше понимать, почему ребенок ведет себя тем или иным образом.
Поддержать ребенка при общении с различными людьми и в многообразии ситуаций, чтобы он мог быть более независимым
Интегрироваться в обществе сверстников
Повысить способность ребенка пробовать новое
Снизить тревожность
Улучшить качество выполнения ребенком повседневных задач

Сенсорная диета – это часто используемый термин при лечении детей с нарушением сенсорного восприятия. Сенсорная диета — это обеспечение сенсорных стимулов определенного типа и с определенной периодичностью в течение дня, чтобы научить ребенка саморегуляции. Сенсорные диеты часто рекомендуются во время занятий в классе, чтобы помочь ребенку сохранить необходимый уровень внимания и возбуждения. В домашней обстановке такие диеты рекомендуются, чтобы помочь ребенку лучше адоптироваться к повседневным делам, таким как подготовка в школу, поход в парикмахерскую, семейный ужин или выход в гости. Каждая сенсорная диета – индивидуальна и спланирована в соответствии с возможностью школы и преподавателя выполнять необходимые условия.

Сенсорная стимуляция и сенсорная интеграция
Обычно при лечении нарушений сенсорной обработки используется разнообразное подвижное оборудование, такое как качели, самокаты, подвешенные гамаки, а также тактильные средства типа жилетов, одеял, мячей с разными текстурами. Хотя все эти вещи очень полезны при лечении детей с нарушениями сенсорной интеграции, то как и почему они используются влияет на разницу между простым стимулированием и состоявшейся сенсорной интеграцией. Терапия сенсорной интеграции использует подход, ориентированный на ребенка, с целенаправленной и осмысленной деятельностью, которая помогает организовать «сенсорный ввод». (Пархам&Бланшб 2000 г.)

Инструменты лечения
Существует большое множество инструментов для лечения детей с нарушением сенсорной обработки. Такие приспособления должны выбираться с осторожностью для получения соответствующих реакций, и с учетом потребностей ребенка. Например, утяжеленные одеяла в классе могут помочь ребенку успокоиться. Необычное сидение, например, кресло-мешок, обычные или надувные подушки способствуют лучшей усидчивости и сохранению внимания. Обычные игрушки, батуты или диванные подушки могут обеспечить получение необходимой сенсорной стимуляции ребенком в домашней обстановке. Для корректировки поведения детей с нарушениями сенсорной обработки могут применяться таймеры, доски для рисования, наглядные таблицы и расписания.

Методы лечения
Специалисты используют разнообразные методы лечения. Однако, важно отменить, что основная цель терапии сенсорной интеграции — это создание целенаправленной и осмысленной деятельности, которая может оказывать влияние на неврологическом уровне. Очень важно подбирать виды деятельности таким образом, чтобы ребенок мог справиться с заданиями и почувствовать себя успешным.

Во время занятий ребенка следует обратить внимание на следующее:

Различные движения с помощью подвижных поверхностей (одна и та же деятельность не проводится дважды)
Применение поведенческих инструментов и стратегий
Обучение ребенка саморегуляции
Использование инструментов лечения родителями в домашней обстановке

Специалист может определить, какие из отклонений в поведении связаны с нарушением сенсорной обработки, а какие вызваны другими причинами. Терапевт может помочь ребенку с нарушением сенсорной обработки путем использования других типов опор, таких как языковые доски, наглядные графики для развития коммуникативных и организационных навыков.

По материалам
http://www.allchildrenstherapy.org/sensory_processing_disorder
Перевод: Дейнега Екатерина

Источник статьи — http://www.si-speech.ru

Поделиться в соц. сетях