Oops! It appears that you have disabled your Javascript. In order for you to see this page as it is meant to appear, we ask that you please re-enable your Javascript!

Распутывание аутизма

Ершов Н.А., практикующий психолог

Столкновение с аутизмом для родителей болезненно непонятностью видимого поведения их детей. Нет накопленного жизненного опыта, на который можно было бы опереться, чтобы справиться с этим. Да и не бывает двух полностью похожих случаев аутизма. Применение каких-то привычных, «шаблонных» методов может привести лишь к усугублению проблемы.

Поэтому нужен комплексный взгляд на проблему, который предлагает теория «Спектр психических возрастов внутри одного человека» психолога из Нидерландов Мартин Дельфос. В своей теории она опирается, прежде всего, на взгляды Ханса Аспергера, который, отталкиваясь от своей практики, говорил, что у человека с аутизмом есть сильные и слабые стороны, и, несмотря на все трудности в поведении и соматике, у каждого человека с аутизмом есть сильная познавательная способность. Теория и практика Дельфос же, заключается в том, чтобы активно использовать эту способность для лучшей социальной и трудовой адаптации детей и взрослых с аутизмом. Наиболее важное положение теории: аутизм рассматривается с точки зрения задержки и ускоренного развития, а не с точки зрения неисправимости дефекта. Дельфос особенно отмечает то, что при аутизме есть задержка в развитии внутренних и внешних сенсорных систем, но нет нарушений в развитии интеллекта. Так что развитый интеллект оказывается заложником избыточных сенсорных впечатлений. Как пишет Дельфос, у любого человека есть два типа интеллектуального развития, эмоциональное и познавательное. И, если у человека с типичным развитием с рождения в большей степени идёт развитие эмоционального развития, а затем познавательное, то у человека с аутизмом наоборот, эмоциональная сторона развития задержана, а познавательная сторона развивается избыточно. Но, как опять же пишет Дельфос, с возрастом, на физическом уровне, обе стороны выравниваются в развитии, другое дело, что эта эмоциональная сторона оказывается неосвоенной и невостребованной. В своей книге «Unravelling Autism» («Распутывание аутизма») Дельфос пишет, что важно определить, какие психические возраста одновременно существуют внутри человека, страдающего от аутизма. Например, у подростка четырнадцати лет с аутизмом может быть такая картина:

Умственный возраст в смысле привязанности 9 месяцев (задержка)
Умственный возраст в смысле управления временем 2 года (задержка)
Умственный возраст в играх 4 года (задержка)
Умственный возраст в изучении английского 25 лет (ускорение)
Умственный возраст в изучении физики взрослый (ускорение)
Умственный возраст в знании поездов опытный профессионал в области поездов (ускорение)

Важно отметить, что эта картина психических возрастов не статична. Через сильные ускоренные стороны, возможно создать механизмы компенсации задержки, развить у человека с аутизмом понимание своих особенностей и снизить уровень хронической тревоги и недоверия к окружающему миру, что, в свою очередь может снизить соматическую симптоматику и ещё улучшить общее состояние человека. Интересы человека с аутизма могут быть узкими, «детскими», но для изменения его состояния важно суметь в них включиться и развивать, усложнять их «изнутри», и через это развивая социально необходимое поведение и компетенции. Интересы для человека с аутизма – это то, что для него особенно важно, в чём он точно уверен. И распространить эту уверенность на всю остальную социальную реальность – вот, по Дельфос, в чём состоит задача родителей и специалистов. Можно дать такое следующее аутизму исходя из положений Мартин Дельфос. Аутист – это человек с избыточно развитой познавательной способностью, вариативно страдающий от соматических проблем, психологических проблем и от проблем генетического развития. Отмечу один момент из книги: часто аутизм путают с аутичным поведением, которое может быть полностью снято, если убрать воздействующий фактор, например аллерген; аутичное поведение не всегда означает наличие аутизма.
Дельфос решительно разграничивает свой подход и подход ABA, говоря, что ABA рассматривает аутизм с точки зрения дефекта, и если окружающие люди работают с человеком через ABA, то развитие его последующей жизненной ситуации можно описать по следующей ниже таблице:
Что происходит с ребёнком, когда точка отсчёта – идея дефекта

Что происходит с ребёнком, когда точка отсчёта – идея дефекта
1 Застой в развитии
2 Ребёнок/человек не чувствует себя понятым
3 Люди не ожидают слишком многого от такого ребёнка
4 Деятельность только при стимуляции
5 Люди устанавливают меньше ограничений для ребёнка
6 Ребёнок/человек уходит в себя
7 Больше повторяющегося и навязчивого поведения
8 Ребёнок/человек становится безразличным
9 Ребёнок/человек становится менее открытым к стимуляции
10 Риск негативного нисходящего развития (деградация)

Более подробное описание стадий можно найти в книге. Автор книги отдельно отмечает, что с девятой стадии, психологическая ситуация человека с аутизмом может скатиться в депрессию.
Сама книга является краткой упрощённой версией учебника Мартин Дельфос «Wondering about the world», в котором её теория и практика приведены полностью. Однако же, в книге, на которой основана данная статья, целостно и доступным языком описаны теория автора и подтверждающие её источники и исследования. Значительная часть книги посвящена разграничению понятий «дефект» и «развитие» в приложении к проблеме аутизма. Несмотря на то, что книга имеет небольшой объём, в ней описаны все наиболее значимые исследования, подходы и открытия в области аутизма, и её можно рассматривать как краткий справочник по проблеме. Со своей стороны, как психолог, отмечу, что применение теории Дельфос на практике привело меня к неожиданным результатам, когда те, казалось бы, самые «проблемные» дети с аутизмом, которых я наблюдал, показали удивительное повышение усидчивости, включенности и результативности в совместных занятиях. Само время занятий выросло с «обычных» 30 минут, до, практически двух часов. Полагаю, что теория Мартин Дельфос «Спектр психических возрастов в рамках одного человека» и её книги стоят самого тщательного изучения.
С, пока неоконченным, переводом книги, можно ознакомиться по ссылке: https://vk.com/club129018487

Поделиться в соц. сетях