Источник — http://semeynoe.com
Лара Покровская
Хочу внести свою лепту в обсуждение одного из самых «заезженных» вопросов в контексте семейного образования – социализации.
На вопрос «А как же социализация?» мне всегда хочется ответить вопросом «А при чем тут социализация вообще к теме семейного образования?».
Каким-то волшебным, моему уму непостижимым образом вдруг возникла эта связка – семейного образования и социализации. Как будто по умолчанию следует, и доказано многочисленными исследованиями, что при стандартной схеме (образовании в стенах школы) с социализацией все в порядке, и именно это положение дел и является единственной нормой, этаким эталоном, к которому нужно стремиться. Как будто многочисленные выложенные в интернет ролики об издевательствах детей над другими детьми, дети-изгои, любимчики учителей, дети-тролли и учителя-булли, и их жертвы – как будто все это происходит не в школьной среде. Или я что-то пропустила и подобные социальные (вернее – асоциальные) проявления считаются нынче нормой? И я не о том, что в школе ужасно и плохо. Я о том, что с каких это пор именно школьная социализация является эталоном, идеалом и единственной мерой?
Мухи направо, котлеты налево
Для меня существуют отдельно мухи и отдельно котлеты. То есть, семейное образование и социализация (или проблемы с социализацией) – не идут рука об руку. Школа и социализация – тоже не вместе. Люди могут социализироваться в разных группах: в малых и в больших, в постоянном коллективе и во временном, в одновозрастном и в разновозрастном. В семье, в школе, вне школы или вне семьи. Качество при этом, конечно, разное. Но именно разное, а не по умолчанию хорошее в школе и плохое вне ее стен.
Напомню, что социализация – это процесс усвоения человеческим индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе.
Давайте попробуем разобрать это определение «по косточкам», посмотреть, что в нем такого, что нельзя освоить вне школы, и что на самом деле дает школа как институт социализации.
Итак, мы говорим о таких вещах, позволяющих индивиду впоследствии успешно функционировать в обществе, как:
- перенимание образцов поведения,
- впитывание психологических установок,
- усвоение социальных норм и ценностей,
- приобретение знаний и навыков.
Индивид, индивидуальность, личность
Но прежде хочу пояснить. К человеку применимы такие понятия, как индивид, индивидуальность и личность. Для того чтобы развести понимание человека как члена общества и как представителя своего вида, используются понятия индивид и личность.
Личность – это человек, взятый как член общества, прошедший социализацию. Т. е. это человек, включенный в отношения с другими людьми.
Индивид – это представитель, особь вида Homosapiens, взятый вне конкретных общественных отношений. Получается, что все мы индивиды. Мы рождаемся ими. А вот личностями мы становимся.
Или вот еще: способность мыслить принадлежит мне как индивиду (я родилась уже с этой способностью), но приемы и содержание моего мышления – личностны (это уже «мое», приобретенное, наработанное).
И есть еще понятие индивидуальность, в котором утверждается уникальность особенностей индивида, не сводимых к каким-либо родовым и всеобщим характеристикам. Это то, что свойственно именно вам. То, что делает вас уникальным, неповторимым, отличает от других.
И вот понятие «социализация» – оно имеет прямое отношение к становлению личности. То есть, индивиду, чтобы стать личностью, нужно перенять всё перечисленное выше (ценности, нормы, правила, навыки) у некой социальной группы. У какой именно группы? А вот это уже вопрос интересный.
На первый – второй рассчитайсь!
Социализация бывает первичная и вторичная. Первичная осуществляется через семью, где ребенок получает основу для дальнейшей социализации (усваивает правила, ценности, нормы, традиции). Вторичная социализация – это уже выход на образовательные учреждения, коллектив. Такая социализация идет в дополнение к первичной. Повторю: в дополнение.
То есть, все самое важное мы впитываем дома. Вся база закладывается в семье. А различные учреждения — лишь полигон для оттачивания того, что ребенок выносит из семьи.
Социализировать ребенка: как?
Итак, еще раз: если у ребенка есть семья, он получит основу там. А вот если семьи нет (помните, последнее время нередко приводится пример с плохой социализированностью детей из детдомов?), то и базы нет. Не дают эту базу вне семьи, поскольку только в семье существуют необходимые для закладывания основ (ценностей, правил, традиций) отношения.
Идем дальше. Допустим, семья у ребенка есть. И он постепенно усваивает семейные ценности, нормы, правила взаимодействия, традиции. На хорошее усвоение чего бы то ни было нужно время. Когда его много – все вышеперечисленное оседает глубоко внутри, «врастает». А вот если времени на усвоение семейных ценностей мало – начинается то, что происходит, увы, массово. Ребенок, не успев еще окрепнуть и дозреть до способности отстаивать свои позиции, видеть не только белое и черное, но и серое, и разноцветное, — отправляется в детский сад, где, в большинстве случаев, сталкивается с совершенно иной системой ценностей, правил, запретов и норм. Часто эта система ценностей вступает в противоречие с семейной. А поскольку времени в детском саду ребенок проводит теперь даже больше, чем дома, да еще и воспитатель – совершенно чужой человек, которого, чаще всего, дети боятся или как минимум опасаются – и потому слушаются — то какие ценности в итоге «победят»? А нередко победа вообще никому не достается, «выпускник подготовительной группы» покидает детский сад совершенно сбитый с толку и терзаемый противоречиями.
Продолжаем социализировать ребенка: так?
И в таком виде он отправляется в следующий коллектив – в школу. Чтобы там социализироваться дальше. Но стержня-то нет!
Ребенок прекрасно знает «волшебные слова», но чувствует ли он благодарность, говоря «спасибо»? Выходит ли наружу рожденный внутри импульс поблагодарить — или же ему даже не дали времени родиться, а тупо научили ребенка произносить положенное, ожидаемое социумом слово? Чаще всего «волшебное слово» — это выработанный и доведенный до автоматизма навык. Еще не успел почувствовать – уже сказал. Так принято. Так правильно. Этого ждет общество. Но ведь гораздо важнее чувствовать признательность, благодарность. Ну по крайней мере, мне бы хотелось, чтобы мои дети чувствовали, а не просто направо-налево раздавали «волшебные слова». Хорошо бы чтобы вежливость (которая нужна и важна, но не номинально!) основывалась на прочувствованном. Шла изнутри. Дают ли детям прочувствовать? Нет. С детсада учат «волшебным словам», но не учат прислушаться к тому, что возникает внутри, когда тебе дали конфетку, подарили на день рожденья желанный подарок, помогли выкопать ямку в песке. И эту дрессировку до автоматизма – называют частью социализации. Да, в обществе жить с этим навыком будет проще. Но чему ребенок научится для себя? Где тут он? Где его чувства? А нету. Зато есть «социализация».
Уже с детсада глубинные ценности подменяются навыками. Научить, приучить, обучить, отточить, и в итоге – заточить. Под нужды общества. Послушный, вежливый, принимаемый обществом ребенок. А если он еще и хорошо учится в школе – так вообще гордость мамы, папы и бабушки.
Госзаказ
Понимаете, ведь это главный бич общественных учреждений – бежать впереди паровоза. Не дожидаясь дозревания ребенка, вызревания потребности, появления внутренней мотивации – причинить ему добро. Научить, обучить.
Зачем думать самому, хотеть чего-то, что-то чувствовать? А вдруг еще до чего-нибудь додумается! А вдруг чего-то ему захочется эдакого, программой не предусмотренного и ФГОСом не прописанного? А если не дай Бог почувствует, что не хочет вежливо обращаться с унижающим его достоинство взрослым? Ну это так, примеры. Я даже не настаиваю, что это сплошь и рядом. Давайте сойдемся на том, что это просто бывает.
Можно считать, что это происходит по чьему-то «детскому недомыслию» (что кто-то не понимает, какой вред причиняет ребенку досрочной «социализацией»), можно подозревать некий масштабный злой умысел по выковыванию армии послушных винтиков, неспособных вершить революции. Как кому угодно. Факт остается фактом: госзаказ существует. Потому что когда всех, вне зависимости от степени зрелости, психологических и физиологических особенностей, предпочтений, желаний и потребностей, загоняют в учреждения по 25-30 человек в классе, учат в одинаковом темпе одним и тем же вещам – это зачем-то кому-то нужно.
Вопрос в том, а нужно ли это вам, вашей отдельно взятой семье, вашему личному ребенку?
ООО — Оправдывать Ожидания Общества
Но вернемся к нашим «баранам». Мы поговорили об индивиде и о том, что личностями мы становимся в процессе и в результате социализации. А что с индивидуальностью? Есть ли она, существует ли? А если да, то благодаря — или вопреки — социализации?
Как вы думаете, легко ли остаться индивидуальностью в школе? Или вообще – умудриться стать ею? Скажем так, я уверена, что существует немалая проблема с ее развитием в стенах общеобразовательной школы. Как эту проблему решают и решают ли вообще – вопрос каждой отдельно взятой школы. Часто даже отдельно взятого класса. Но в большинстве случаев – увы и ах.
И вот именно в этих школах, в которых увы и ах, — процветает социализация по типу «как вписаться в общество». Ребенку предписывается усвоить определенные правила поведения в обществе, поступать «как принято», не быть «белой вороной», быть «своим». Дети затачиваются под «надо», «положено», «единственно верно».
При этом упускается из виду очень важная вещь – умея вписаться куда-либо, человеку очень важно не потерять себя. Такого себя, каким он является – очень индивидуального, со своими взглядами, мнением, особенностями. Не раствориться в социуме. Войти в общество (стать личностью), не теряя индивидуальности.
Достижение баланса между «сохранить себя» и «вписаться в общество» — и должно, на мой взгляд, быть целью социализации.
Способствует ли школа достижению такого баланса? Нет. Школа предоставляет полигон с полосой препятствий. Но помощи, чаще всего, там ждать неоткуда. Бросили в реку – плыви. Кто, как и когда поможет ребенку? Да, собственно, кроме родителей и – изредка – учителей (тех самых, с большой буквы), ребенок никому не нужен и неинтересен. Особенно как индивидуальность. Как социализированный индивид – да. Но тут уже не идет речь о поиске баланса, тут уже заточили под госзаказ.
Но что конкретно вы имели в виду?
Какое-то время назад в ответ на вопрос «А как же социализация?» я стала уточнять, что задающий этот вопрос человек понимает под социализацией. Выяснилось, что спрашивают все о разном. Но чаще всего имеют в виду умение общаться. И тогда дежурное «А как же социализация?» превращается в вопрос «А как же ваш ребенок научится общаться?» (ведь дома ему общаться не с кем).
Что такое уметь общаться? Завести разговор первым, задать вопрос, попросить о помощи, ответить на заданный вопрос, откликнуться на просьбу о помощи или тактично в ней отказать, уметь делиться вкусняшками или принять отказ другого поделиться, играть по правилам, действовать в команде, понимать, где уместно смеяться, где плакать, где громко разговаривать, как можно себя вести с определенными людьми, а как нельзя, «считывать» человеческие эмоции, дружить, любить… Много всего.
Внимание, вопрос: кто сказал, что этим важным вещам учат в школе?? Что там вообще есть кому учить вашего ребенка, помогать ему тренировать социальные навыки? Что ценности и установки того (или тех), кто будет его учить, не противоречат вашим, семейным?
Очень редко в школах встречаются учителя, которые рулят процессом социализации. В основном дети предоставлены сами себе и живут по законам стаи. Чьи ценности, традиции и нормы они перенимают? Кому подражают? Не тем, кто успешно прошел социализацию. А тем, кто, как и они сами, брошен в реку выплывать. Один незрелый индивид перенимает у других незрелых индивидов все, что те транслируют. Взрослые не вмешиваются – ведь в почете «самостоятельность». Только вот не умеют пока еще дети «стоять» сами! А учить никто не хочет. А часто и не может, так как не каждый учитель, взрослый человек, сам этому научен.
А что без школы?
Можно ли научиться общаться вне школы? А усвоить «образцы поведения, психологические установки, социальные нормы и ценности, знания, навыки, позволяющие успешно функционировать в обществе»?
Конечно можно. Здесь задающие вопрос «А как же социализация?» скорее видят проблему в отсутствии полигона для тренировки навыков, коим является школа. То есть, нет большого искусственно созданного коллектива сверстников, которых заставили заниматься тем, чем они, в своем большинстве, заниматься не хотят, и в котором ребенку предстоит провести 11 лет (самый продуктивный для саморазвития кусок жизни). Преодоление сложностей вписывания в этот самый коллектив и возводится в ранг чего-то жизненно важного, без чего вообще нереально выжить когда-нибудь потом (а именно – когда выросший ребенок придет работать в искусственно созданный коллектив взрослых, занимающихся тем, чем они не хотят заниматься, но вынуждены по материальным причинам).
Ну а если допустить, что мой выросший ребенок пойдет работать в коллектив, который ему нравится? А если он сам этот коллектив организует, например? А второй мой ребенок, возможно, вообще предпочтет работать не в команде? А третий… (вариантов масса). Почему по умолчанию видится будущее, требующее закалки, тренировки пытками, вынужденным многолетним терпением и т.д.?
Выбор, на самом деле, есть всегда. Не все готовы дать его своему ребенку.
Определитесь с целями
Родители – это как раз те люди, которые своего ребенка видят, слышат, понимают и любят.
И если ребенку нужен коллектив – родители помогают его найти. Только этот коллектив будет не случайным, а — интересным ребенку, более-менее соответствующим ценностям и нормам семьи. А еще, его можно будет, при желании, сменить в любое время. Или просто к этому коллективу добавить еще один отдельно взятый коллектив.
Как по мне – найти подходящее для общения сообщество гораздо проще, чем в течение 11 лет выживать в искусственно созданном коллективе ровесников, где тебя никто не спрашивает, хочешь ли ты в нем находиться. А главное – для психики сильно полезней.
Как и при выборе СО, здесь главное – понимать свою цель. Если цель – подготовить ребенка к выживанию в окружающем мире – то да, школа как полигон для оттачивания навыков, рулит. Если же цель – получать от жизни, от учебы, от работы удовольствие, радость, жить в мире, а не выживать – есть смысл выбирать среду «под себя». У нас у всех есть этот выбор!
Вишенка на торте
Все детские сады плохие? НЕТ.
Можно ли найти сад, подходящий вашей семье и вашему ребенку? Да.
Является ли школа залогом успешной социализации? Нет.
Можно ли найти Учителя, который умеет и готов грамотно разруливать межличностные отношения в классе, ведет детей за собой и имеет близкие вашей семье ценности? Да.
Означает ли семейное образование проблемы с социализацией ребенка? Нет.
Могут ли дети на семейном обучении не иметь проблем с социализацией? Да.
Резюмирую: вне зависимости от того, учится ребенок в школе или на семейном обучении, он может как иметь, так и не иметь проблемы с социализацией. Ну не зависит успешная социализация от выбора формы образования!
Вы имеете полное право на свое мнение, свои взгляды и свой выбор. Вы даже имеете право не читать то, что я написала.
Источник — http://semeynoe.com